Укрепление и охрана здоровья воспитанников

«Укрепление и охрана здоровья воспитанников в ДОУ»

Все мы знаем, что нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью, поэтому эмоциональное перенапряжение сопряжено с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций.

По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. Причин для этого много. Так, академик Ю. Е. Вельтищев связывает это с тем, что в данном возрастном периоде происходит нарастание силы подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности.

Не случайно именно в этом возрасте родители и педагоги нередко сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость и т.д. Дети быстро утомляются, плохо засыпают, много и бесцельно двигаются. Специалисты отмечают вираж нервно-психического развития (временное отступление от уже достигнутого уровня). В дошкольном детстве изменяется формула крови: кровь ребенка становится похожа на кровь взрослого, поэтому развивается высокая активность различных веществ, «отвечающих» за аллергические реакции.

У многих детей наблюдается ускорение роста, так называемое первое вытяжение, при котором мышцы не успевают за ростом костей. Вследствие этого у ребенка появляются мышечные боли, что может стать причиной бессонницы. Кроме того, с периодом вытяжения врачи связывают различные функциональные изменения в сердечной мышце, которая также не успевает за бурным ростом ребенка.

Для того, чтобы сохранять и улучшать здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная и кропотливая, каждодневная работа в семье и дошкольном образовательном учреждении.

Государством принят ряд нормативно-правовых документов, непосредственно направленных на совершенствование охраны здоровья детей. Кроме того, в Законе «Об образовании» указано, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Следовательно, ребенок посещающий дошкольное образовательное учреждение, имеет законное право на сохранение и укрепление своего здоровья. Но как соблюдается право на охрану здоровья детей в реально существующей ситуации?

Ориентация на ребенка, его физическое и психическое здоровье, стала ведущим направлением работы ДОУ. При организации оздоровления детей в учреждении в первую очередь решаются следующие задачи:


•целостность подхода к сохранению, укреплению и формированию физического, психического и духовного здоровья детей;


• личностное развитие дошкольников, предполагающее творческий и индивидуально-дифференцированный характер оздоровительной работы, направленной на развитие природных возможностей каждого ребенка;


• комплексный подход к оздоровлению детей дошкольного возраста, включающий различные направления работы (физкультурно-оздоровительная деятельность, организация работы психологической службы, лечебная коррекция и реабилитация, профилактическая деятельность и др.).


• правильная организация педагогического процесса (стремление не перегружать детей занятиями, регламентировать учебную нагрузку с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей ребенка и т. д.);


• использование нетрадиционных мероприятий (динамический час, дни здоровья, детский туризм, спортивные игры и развлечения, малые спартакиады и олимпиады и др.).


И я не побоюсь повторится, что в дошкольном детстве работа по сохранению и укреплению здоровья особенно эффективны и дают положительные результаты.

В Конвенции о правах ребенка провозглашено право ребенка «на охрану здоровья, пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезни и восстановления» (ст. 24).

Согласно федеральным и региональным законодательным актам право на охрану здоровья является как аспектом права на образование, так и самостоятельным правом и должно соблюдаться в семье и дошкольном образовательном учреждении. Особое внимание следует уделить взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с семьей, которая сегодня в большей мере, чем прежде, нуждается в помощи – медицинской, педагогической, социальной.




ФИО участника

Туркова Инна Александровна


Место работы

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №135»

Коминтерновский район, г.Воронеж

Должность

Воспитатель


Тема выступления


Укрепление и охрана здоровья воспитанников в ДОУ

Контактный телефон

89102410575

р.т. 264 77 30

Необходимость в размещении в общежитии ВОИПКиПРО

нет

Форма участия

Заочная